Пациентам

Руководитель проекта по пациентам, а также специалист по связям с общественностью 

Пишите нам на почту: patients@alyansvrachey.org

ИРИНА КВАСКО-АЛЯСОВА +7 909 342-54-53

Традиционно в России считается, что помощь или услуга — это действие, направленное на достижение некоего результата, и понятие «лекарственное обеспечение» в понятие «медицинская помощь» не входит.
С точки зрения ряда международных норм права и конституционной нормы все лекарства в России, назначенные врачом в государственном или муниципальном учреждении, или те, которые он должен был назначить, должны обеспечиваться БЕСПЛАТНО.

Несмотря на наличие некоторых противоречий, у граждан остается ПРАВО ТРЕБОВАТЬ бесплатную медицинскую помощь (включая и лекарственную!) в государственных и муниципальных учреждениях на основании ст. 41 Конституции РФ под угрозой уголовного наказания по ст.ст. 125 (Оставление в опасности), 124 УК РФ (Неоказание помощи больному), а в случае неисполнения должностным лицом своих обязанностей или нарушения им прав граждан, и по ст. 293 УК РФ (Халатность).

Если сегодня такая позиция может вызвать недоумение, то завтра, если начать требовать реализации этого права сейчас, такой подход станет реальностью, потому что он соответствует Основному закону страны и международному праву.

У государственных и муниципальных учреждений здравоохранения НЕТ ПРАВА получать оплату от пациентов за медицинскую помощь, поскольку это лишает смысла Конституцию РФ, и вся помощь в этих учреждениях оказывается бесплатно, и в неё следует включать также и лекарственную помощь.

Общее ПРАВИЛО по вопросу неправомерности оказания платных медицинских услуг изложено в части 1 статьи 41 Конституции России и гласит:
«Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». 
Эта норма говорит о том, что на территории государственного и муниципального учреждения НЕ могут быть получены деньги от гражданина за медицинскую помощь, поскольку нельзя читать Конституцию РФ так: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет... граждан»!.
При таком прочтении право на бесплатную медицинскую помощь становится лишенным смысла, а это понимание означает отсутствие права государственных учреждений оказывать платные медицинские услуги гражданам.

Данная норма Конституции позволяет гражданину, обратившемуся за медицинской помощью в государственное учреждение здравоохранения, требовать оказания бесплатной помощи, включая и лекарственную, - иначе помощь, при которой нет лекарств, НЕ может быть признана соответствующей ситуации и закону.

Эта норма имеет высшую силу по отношению к другим нормам права (законам, постановлениям Правительства РФ и т.п.), исключая международные нормы, участником которых является Россия.

Она защищена так же и Уголовным Кодексом РФ, согласно которому такие статьи, как 125, 124 и 293 могут быть возбуждены против медицинского персонала в случае оставления в опасности лица, нуждающегося в помощи, или в случае неоказания помощи больному, повлекшего за собой различные степени вреда или смерть.

На практике указанные нормы и конституционное право постоянно нарушаются и имеют массу барьеров при попытке их реализовать, что не мешает, тем не менее, в каждом конкретном случае ДОБИВАТЬСЯ их реализации или компенсации в случае их нарушения.

Мы сейчас наблюдаем подмену конституционного права: бесплатная помощь гарантируется не «где» (в государственных учреждениях), а «какая» — ВИДЫ и ОБЪЁМЫ, которые указаны в программе гос. гарантий. Такой подход позволяет манипулировать объемами на всех уровнях, однако пациент, знающий право, может добиться его реализации.

В п. 6. ст. 35 ФЗ РФ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" сказано, что в базовую программу ОМС входит специализированная помощь в том числе, как пример, при наличии диагноза ДИАБЕТ.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.

Таким образом территориальная программа должна быть по объему, видам и условиям не меньше базовой, и услуги по лечению, например ДИАБЕТА, уже оплачены из средств ОМС, а выше уже говорилось, что лечить без лекарств нельзя.

#льготные_лекарства #ОМС #КонституцияРФ #программаГосгарантий #бесплатная_медицинская_помощь

 

https://m.ren.tv/novosti/2018-12-17/pryamoe-narushenie-konstitucii-vrach-o-perechne-minzdrava-besplatnyh-meduslug?fbclid=IwAR2oOEucHUTUhC_5EC4AVMRuzBQOsYmU1UwCmdhRzWHgQp7w-tJQ_RSpUAU